«Каким документом регламентируется обязательство отдела кадров медорганизации вести Федеральный реестр медицинских работников?».Фото: 123rf.com
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:
– Обязанности по размещению сведений о медработниках в Федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) возложены на медицинские организации и организации, осуществляющие медицинскую деятельность. Нормативных правовых актов, возлагающих обязанности по размещению сведений именно на структурные подразделения по кадрам, не издавалось. Вопрос о возложении тех или иных обязанностей на структурные подразделения, в том числе на кадровую службу, решается в соответствии с учредительными документами организации и закрепляется в локальных актах.
Обоснование позиции
Согласно ч.1 ст.91.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в ЕГИСЗ, порядок обмена информацией с использованием системы, утверждается правительством (ч.2 ст.91.1 закона № 323-ФЗ).
В соответствии с п.4 Положения о ЕГИСЗ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 140 от 09.02.2022, система включает в том числе Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников. Согласно п.6 Положения, подсистема ФРМР предназначена для ведения персонифицированного учета в сфере здравоохранения, в том числе учета сведений о кадровом обеспечении мед- и фарморганизаций, трудоустройстве медицинских и фармацевтических работников, а также предоставления доступа к профильным электронным сервисам. Поставляют информацию в ЕГИСЗ в том числе медорганизации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
В силу п.11 ст.2 закона № 323-ФЗ положения, регулирующие деятельность медорганизаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую деятельность.
Согласно ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность лицензируется. Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ № 852 от 01.06.2021. Из п.6 этого Положения следует, что размещение информации в ЕГИСЗ, в том числе в ФРМР, – одно из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
При этом законодательство не регламентирует, какое структурное подразделение медорганизации или организации, осуществляющей медицинскую деятельность, должно размещать информацию в регистр. В нормативно-правовых актах говорится лишь, что вносят ее уполномоченные на это руководителями медорганизаций сотрудники. Соответственно, вопрос о наделении структурных подразделений полномочиями и обязанностями решается в организации в соответствии с ее учредительными документами и закрепляется в локальных актах, с которыми работники должны быть ознакомлены под подпись.
Также нормативными правовыми актами не установлено, какими вопросами занимаются структурные подразделения организации по кадрам и какие вопросы относятся к кадровой работе. Исключение составляют вопросы кадровой работы на государственной гражданской службе, урегулированные ст.44 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где, в частности, сказано, что вопрос ведения реестра государственных гражданских служащих относится к вопросам кадровой работы. Кроме того, указано, что в кадровой работе используются государственные информационные системы.
В связи с этим вопрос о наделении структурных подразделений обязанностями решается в каждой конкретной организации с учетом ее структуры и решений уполномоченных органов управления организацией.
Следует отметить, что согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда РФ № 37 от 21.08.1998, в должностные обязанности заведующего (начальника) отдела кадров входят организация учета личного состава, ведение и хранение установленной документации по кадрам. В должностные обязанности инспектора по кадрам входят внесение информации о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, контроль за его своевременным обновлением и пополнением. Полагаем, что данные обязанности в отношении медицинских работников соотносятся с обязанностями по ведению регистра.
При этом в соответствии со ст.57 Трудового кодекса РФ применение квалификационных справочников или профессиональных стандартов обязательно только в части наименований должностей и требований к ним (квалификационных требований и ограничений) в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иначе говоря, квалификационные справочники при установлении должностных обязанностей не обязательны.
С учетом того, что ФРМР предназначен для ведения персонифицированного учета в сфере здравоохранения, в том числе учета сведений о кадровом обеспечении медорганизаций и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, трудоустройстве мед- и фармработников, а структурные подразделения по кадрам ведут хранение документов и сведений, подлежащих внесению в регистр, возложение обязанностей по размещению сведений в ФРМР на структурные подразделения организации по кадрам, по нашему мнению, целесообразно. Но нормативных правовых актов, возлагающих эти обязанности именно на структурные подразделения организации по кадрам, не издавалось.