Лицензирование перекроет рынок ДПО для недобросовестных поставщиков и торговцев дипломами

В начале года Госдума анонсировала законопроект о регулировании рынка дополнительного медицинского и фармацевтического профессионального образования (ДПО). Предполагается, что оказывать такие услуги смогут только организации с соответствующей лицензией (сейчас сфера дополнительного профессионального мед- и фармобразования в отличие от высшего отдельно по специальностям не лицензируется). Основная мотивация — закрыть доступ на рынок для недобросовестных поставщиков и пресечь «торговлю» удостоверениями о повышении квалификации и профессиональной переподготовке.Фото: 123rf.com

Насколько широко распространена сейчас практика «покупки» подобного рода образовательных «услуг» и как их отследить, почему инструменты отсева недобросовестных центров ДПО не были введены раньше и какие последствия для рынка мед- и фармобразования несет инициатива депутатов, «МВ» рассказали генеральный секретарь ассоциации «Росмедобр», директор Института подготовки специалистов медицинского образования Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) Залим Балкизов и председатель комитета по независимой оценке качества медицинского образования ассоциации «Росмедобр», начальник управления дополнительного профессионального образования РМАНПО Захар Лопатин.

— Какие причины подтолкнули регуляторов к переформатированию рынка ДПО?

balkizov.jpeg (38 KB)Залим Балкизов: Я бы не стал называть это переформатированием и уж тем более зачисткой рынка от коммерческих компаний. Существующая нормативная база позволяет недобросовестным организациям включаться в систему, не имея никаких ресурсов — ни преподавательских, ни технических, ни клинических баз — и проводить так называемое обучение абсолютно по всем медицинским специальностям. К сожалению, в большинстве случаев нет никакого обучения, а фактически происходит продажа документов об образовании.

Идея принятого в 2011 году Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании», отменившего лицензирование в сфере ДПО, была благая — создать конкурентный рынок. Планировалось, что учебные организации будут конкурировать за счет высокого качества услуг. Но в реальности произошло иначе.

Появились организации, у которых изначально нет задачи кого-либо обучать, они легко получают лицензии на ДПО в регионах, представив всего одну программу по любой специальности. Но самое опасное, что такие организации вправе выдавать документы не только по программам повышения квалификации, но и по программам профессиональной переподготовки, в том числе врачей и среднего медперсонала. В результате в любом поисковике по запросу «профпереподготовка», например, на детского хирурга, находятся десятки предложений, и через 15 минут после загрузки документов вам пришлют удостоверение, что вы детский хирург.

Подчеркну, мы не разделяем организации по формам собственности. Наша позиция — нужны понятные и четкие правила, которым должны следовать все государственные и негосударственные центры ДПО. К сожалению, нельзя утверждать что все государственные организации ведут себя всегда добросовестно. Но все же они соблюдают обязательные требования. В том числе потому, что контроль за ними существенно выше. В любом случае в «сером» рынке они не участвуют.

vtoroj.jpeg (33 KB)Захар Лопатин: В 2023 году мы в рамках общественного контроля изучали рынок услуг дополнительного професионального мед- и фармобразования на предмет соответствия требованиям законодательства. В основном это были наиболее активные на этом рынке частные организации (АНО, ООО, ИП). По определенному чек-листу проверяли наличие информации на сайтах, соответствие материально-технического оснащения заявляемым программам, привлекались ли педагогические работники с профессиональным образованием и квалификацией, есть ли возможности для практической подготовки и прочее. В девяти из 15 проверенных организаций было выявлено от 20 до 100% несоответствий обязательным требованиям. Наши специалисты связывались с этими организациями и слышали ответы, которые шокировали. Им предлагали «набор баллов НМО», просили раскрывать логины и пароли от портала НМФО, в том числе с входом через Госуслуги. То есть был запрос на персональные данные, что нарушает закон № 152-ФЗ «О персональных данных».

Читать статью  Для совместительства нужна квалификация

Среди самых частых нарушений, которые мы выявляли: несоответствие материально-технического оснащения; отсутствие условий для практической подготовки обучающихся, перечня и наполнения образовательных программ; оформление документов об образовании «вчерашним числом»; реализация программ профессиональной переподготовки полностью в дистанционном формате; отсутствие итоговой аттестации либо неограниченные попытки прохождения итоговых тестов, «помощь» от сотрудников организации в этом. То есть, можно сделать вывод, что в этих организациях де-факто никакой итоговой аттестации не проводится, реального обучения нет, но документ о нем выдается.

— Почему запрос на контрмеры возник только сейчас, и последовали ли по итогам таких проверок какие-то санкции к нарушителям?

З.Б.: Мы обращались в Рособрнадзор, но безрезультатно. Проблема в том, что еще со времен локдауна действует мораторий на проверки бизнеса. То есть механизмов, которые позволяли бы закрывать образовательные организации даже за грубые нарушения, не существует.

В период пандемии COVID-19 из-за ограничений на публичные мероприятия и отсрочку периодической аккредитации резко вырос спрос на документы о прохождении циклов повышения квалификации, которые «погружаются» в образовательное портфолио специалиста для последующей периодической аккредитации. Появились сервисы, которые позволяют проходить обучение дистанционно и осуществлять подготовку документов для прохождения периодической аккредитации «под ключ». Соответственно появился большой объем предложений, в том числе и откровенно недобросовестных. Таким организациям стало проще продавать свои услуги.

Раньше они приезжали в регион с чемоданом удостоверений и уезжали с чемоданом денег. Сейчас это все легко оформляется удаленно. Поэтому, наверное, наши неоднократные обращения были услышаны.

— Если законопроект о лицензировании будет принят, что изменится для участников рынка и как будет работать этот механизм?

З.Б.: Предполагается, что это будет отдельное лицензирование или включение сведений о лицензии на проведение обучения по программам ДПО в сфере здравоохранения в реестр Минобнауки. Как и любая другая лицензия, наверное, она будет бессрочной. Но это регулятор должен определить.

Читать статью  Доказана эффективность нового антигипертензивного препарата при комбинированной терапии

При этом, подчеркну, не обсуждается, что только образовательные организации с лицензией на ординатуру смогут проводить повышение квалификации. Обсуждалось введение требований, сходных с теми, что действуют при лицензировании ординатуры по аналогичной специальности. Нет речи о том, чтобы ограничить частные центры, среди которых есть и добросовестные участники рынка, оказывающие качественные образовательные услуги. Законопроект пока в стадии обсуждения, и в него можно вносить предложения.

Текущую ситуацию мы расцениваем как угрозу для национальной безопасности, так как неквалифицированная медицинская помощь именно так и должна рассматриваться.

Это связано с тем, что есть убедительные доказательства в многочисленных хорошо спланированных исследованиях, и даже в метаанализах, что качество и безопасность медицинской помощи напрямую зависят от качественного повышения квалификации специалистов. Аналогичные, более жесткие по сравнению с общими, правила ДПО действуют в сфере транспорта, транспортной безопасности. Мы настаиваем на том, что регулирование образования в сфере здравоохранения должно быть таким же жестким.

— Не возникнет ли дефицита предложения на рынке образовательных услуг, если число организаций сократится?

З.Б.: Дефицита не прогнозируем, так как имеющееся предложение от добросовестных образовательных организаций достаточно широкое. Есть крупные вузы и РМАНПО с филиалами в разных регионах, плюс есть возможности дистанционного обучения. Но их далеко не всегда удается реализовать из-за демпинга недобросовестных компаний. К сожалению, сейчас закон № 44-ФЗ никак не позволяет отсечь изначально не совсем прозрачно работающие организации: нет норм, которые как-то ограничивали бы демпинг на тендерах.

Проблема демпинга — в существовании организаций, который понимают изначально, что у них нулевые затраты или близкие к этому. Отсюда откровенно низкие цены, хоть 300 рублей за курс. Потому что все затраты — это распечатка документов и оплата тому, кто их печатает. Но понятно же, что за 300 рублей невозможно провести качественное обучение специалиста в течение 36 часов даже с использованием дистанционных технологий и в заочном формате. Если будут лицензионные требования, мы все же рассчитываем, что не останется организаций с нулевой себестоимостью и это как-то ограничит их возможности для недобросовестного контента.

— Есть ли сейчас возможность не допускать до периодической аккредитации медработников, купивших удостоверения о повышении квалификации?

З.Б.: Есть только механизм проверки документов об образовании на подлинность через федеральный реестр (ФРДО). Но, увы, нет никакого единого реестра недобросовестных организаций. Сейчас образовательные центры получают лицензию в регионе. Да, были случаи, когда после вмешательства правоохранительных органов их закрывали, но на их месте тут же открывалась другая и получала лицензию. У нас в практике был случай, когда провайдером образовательных услуг по повышению квалификации медработников выступала компания, у которой основным видом деятельности указана лесозаготовка. И таких примеров много.

Читать статью  Самые высокооплачиваемые вакансии февраля для медицинских специалистов

Единственное, где мы можем дать более определенную статистику, — это число образовательных мероприятий, за которые выдаются баллы НМО, так как каждое из них предварительно оценивают эксперты. Мы каждый месяц до тысячи таких мероприятий рецензируем: либо возвращаем заявку, либо отдаем на доработку, либо даем возможность баллы начислять. Также после мероприятия требуем отчет с указанием количества присутствовавших на нем, а если это онлайн-обучение, то и время подключения, чтобы уменьшить количество возможных злоупотреблений.

З.Л.: Мы не можем отвечать за Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) Минздрава, но комиссии по аккредитации в регионах сталкивались с ситуациями, когда врачи пытались пройти первичную специализированную аккредитацию, а их документы об образовании так и не появились в ФРДО, и на запросы в организации никто не отвечал. То есть врачи, которые пытались сжульничать, «попадали».

— По данным Нацмедпалаты, доля врачебных ассоциаций среди организаторов программ повышения квалификации на портале НМО не превышает 20%. В чем причины их низкой активности на рынке ДПО?

З.Б.: Действительно, если смотреть на общую активность по всем видам мероприятий и число профессиональных обществ, будет не более 20%, при этом они организуют примерно 30% мероприятий и охватывают 25—30% участников. У каких-то обществ этот процесс хорошо поставлен, у каких-то не очень. Но даже если мы берем активные и большие ассоциации, у них, как правило, нет аппарата людей, которые бы на постоянной основе занимались организацией мероприятий. В ряде случаев эти функции берут на себя технические организаторы, которые предоставляют IT-инфраструктуру для онлайн-обучения. Но с 2015 года любое образовательное мероприятие в рамках НМО обязательно проходит рецензирование уполномоченными профессиональными обществами экспертами. Около 600 рецензентов в такой работе участвуют на регулярной основе. В рамках этой оценки определяется фактическая образовательная ценность мероприятия, какое количество часов из программы действительно относится к образовательной части, проверяется наличие недобросовестных рекламных материалов. Мы не против рекламы, но она должна быть обозначена, и в программе должно быть указано, что вот это выступление или симпозиум рекламные.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: